Основные направления франко-российского сотрудничества в экономике и торговле – это наукоемкие отрасли, пищевая и сельскохозяйственная промышленность, обмены в области культурных связей. Между Российской Федерацией и Французской Республикой существует договор об избежании двойного налогообложения. Организация предприятия во Франции возможна по следующим основным направлениям: создание нового предприятия открытие филиалов и представительств существующих компаний.
Юридические формы предприятий во Франции:
1.EURL — Предприятие с Ограниченной Ответственностью под собственным наименованием. Уставной капитал и условия регистрации незначительны. Тем не менее, владелец EURL несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность своим личным состоянием или имуществом. EURL – чаще всего небольшой семейный бизнес.
2.EURL – SARL — Единоличное Предприятие с Ограниченной Ответственностью несколько сложнее, чем просто EURL, поскольку обязывает разместить на банковском счете предприятия страховой депозит в размере не менее 50 тыс. франков. Регистрация EURL – SARL требует больше времени и усилий юристов, но его форма ограничивает финансовую ответственность размерами собственного уставного капитала компании.
3.SNC – Полное Товарищество объединяет нескольких равных партнеров, которые сообща и в полном объеме ответственны по долгам и прибылям Товарищества. Финансово-хозяйственная деятельность гарантируется всем имуществом и всеми материальными средствами партнеров.
4.SARL – Акционерное Общество с Ограниченной Ответственностью требует как минимум 2-х учредителей. Уставной капитал не менее 50 тыс. франков. Эта форма предпринимательства наиболее характерна для мелких и средних французских фирм, позволяя сочетать значительные права и приемлемый уровень ответственности предприятия.
5.SA – Акционерное Общество состоит как минимум из 7 партнеров. Уставной капитал – от 250 тыс. франков. АО будет вправе получать кредиты, существенные займы, выпускать облигации, распределять и распространять беспрепятственно свои акции.
Открытие филиалов и представительств существующих компаний :
1.Бюро или Представительство (Bureau de Representation) — иностранной (российской) компании во Франции- это установление новых и всемерное развитие связей и контактов, сбор информации, рекламная деятельность, изучение рынка, пропаганда научных идей, продвижение технологий и образа действий. Реализация контрактных соглашений с получением конкретной прибыли, торговые операции, купля-продажа, самостоятельные арендные отношения или же предоставление иных коммерческих или юридических услуг от имени головной иностранной компании запрещены. Если Представительство занимается только контрактами, регистрация в Торгово — Промышленной Палате Франции необязательна. Как только функции Представительства расширяются, официальная регистрация становится необходимой.
2. Агентство (Agence) — иностранной (российской) компании во Франции имеет более широкие полномочия, в отличие от Бюро или Представительства. Для Агентства (Agence) необходимо внесение в Торгово-Промышленный Реестр (иначе именуемый Сводный Реестр Компаний и Фирм). Руководитель Агентства должен иметь право заниматься профессиональной деятельностью, соответствующей профилю его предприятия. Иностранная компания несет ответственность по обязательствам, которые принимает на себя его Агент за рубежом.
3. Отделение ( Succursale) – коммерческое предприятие, которое имеет собственное имущество и организационную структуру. В то же время, Отделение ( Succursale) не является юридическим лицом и не владеет собственным капиталом. Отделение ( Succursale) крупнее Агентства, обладает более широкими руководящими правами, но его деятельность ограничена использованием или созданием ценностей, услуг или товара, исходящих от головной компании на родине.
4.Филиал (Filiale) – дочерняя компания, являющаяся независимым юридическим лицом и решающая все вопросы самостоятельно. Более половины уставного капитала принадлежит материнской фирме на родине, но последняя не отвечает по обязательствам и долгам своего филиала. Такой филиал может иметь одну из вышеозначенных юридических форм – EURL, EURL – SARL, SNC, SA.
Для открытия во Франции Филиала (Filiale) иностранной (российской) компании требуется выполнение следующих условий:
- Получение специального разрешения на инвестиционную деятельность иностранной компании во Франции;
- Получение разрешения на занятие инвестиционной деятельностью во Франции на имя руководителя Филиала (Filiale);
- Регистрация Устава; Публикация в печатном средстве массовой информации сообщения о создании Филиала (Filiale);
- Внесение в Торгово-Промышленный Реестр (иначе именуемый Сводный Реестр Компаний и Фирм) с присвоением порядкового номера.
Для создания во Франции нового предприятия или для открытия филиалов и представительств уже существующих компаний необходимо, прежде всего, проверить разрешена ли выбранная Вами область и профессия для граждан Российской Федерации.
Следующие роды занятий запрещены для россиян: руководители художественных коллективов, продавцы продуктов питания, туроператоры и туристические агенты, сыск и охранная деятельность, водители большегрузного транспорта, фармацевты и другие. Необходимо документально подтвердить наличие: соответствующего выбранной области образования :аттестаты с вкладышами, дипломы с вкладышами, сертификаты, справки, трудовая книжка, рекомендательные письма, оформленные по международным требованиям с переводом на французский язык + апостиль; допустимые сроки пребывания в стране и Ваш статус.
Широкие профессиональные возможности предоставляет удостоверение резидента — « resident ». Однако получить такое удостоверение практически невозможно. Исключение составляют семейные узы (брачные отношения), особые заслуги перед французским государством или же 9-ти летнее пребывание в стране по временному виду на жительство, в рамках которого действуют жесткие правила и ограничения. Таким образом, главным документом для бизнесмена, стремящегося во Францию, является «удостоверение иностранного коммерсанта», которое выдается префектурами полиции либо консульскими учреждениями Франции за границей до начала коммерческой деятельности предпринимателя.
Вышеуказанные инстанции принимают к рассмотрению документы от иностранных компаний и фирм, если последние собираются инвестировать в уставной капитал своего будущего филиала во Франции сумму не менее 5 млн. франков и при условии, что основное предприятие на родине существует не менее 3-х лет. Иногда требуется предварительное согласование, означающее получение разрешения на осуществление «прямых» инвестиций.
Под «прямыми» инвестициями подразумевается создание или расширение предприятия, филиала, отделения, приобретение контрольного пакета акций или увеличение пакета акций, а также иные действия и состояния, которые связаны с вливанием собственных капиталов в экономическую структуру Франции. К «прямым» инвестициям относится приобретение не менее 20 % капитала предприятия, котировки которого выставляются на биржевых торгах, или же не менее 33,33 % капитала предприятия, не имеющего биржевой котировки. Инвестиционные документы бывают 3-х видов: репрезентационная выборка (отчет) заявление временное разрешение
Для создания нового предприятия, открытия филиала, отделения, агентства или представительства заявление и временное разрешение не требуются. Если предполагаемые инвестиции превышают 5 млн. франков, инвестор через свой банк направляет в срок до 20 дней в Управление государственной казны Франции (Tresor Public) отчет от данной банковской операции. Выкуп нематериальных активов или приобретение части уставного капитала существующей компании требуют подачи заявления, даже если размер инвестиций составляет сумму менее 50 млн. франков, при этом общий оборот данного предприятия может не превышать 500 млн. франков.
Эти операции могут быть опротестованы Государственной Казной в течение 15 дней с момента совершения сделки. Если Ваши инвестиции превышают указанные размеры, Вам потребуется временное разрешение, выдача которого происходит в течение одного месяца. В случае если Вы намерены работать в военных отраслях, самолетостроении, банковском деле, с государственными учреждениями и тому подобное, то при любых размерах капиталовложений необходимо наличие временного разрешения.
Освобождены от отчетов, заявлений и временных разрешений: кредиты гарантии акции французских и иностранных (дочерних предприятий), уже открытых на территории Франции инвестиции до 10 млн. франков во французские малые и средние предприятия, гостиницы, торговые точки, ремесленные мастерские.
Порядок регистрации предприятия:
1. Внесение в Торгово-Промышленный Реестр (иначе именуемый Сводный Реестр Компаний и Фирм);
2. Внесение в Национальный список предприятий и учреждений;
3. Получение идентификационного налогового номера;
4. Получение свидетельства о присоединении к системе обязательного медицинского страхования, оплаты пособий по материнству и страхования по старости для индивидуальных профессий;
5. Присоединение к системе семейных пособий;
6. При приеме на работу персонала необходимо подать заявление в инспекцию труда и занятости – URSAAF и ASSEDIC;
7. Разместить публикацию в Официальном бюллетене гражданских и коммерческих объявлений о наименовании и об основных характеристиках предприятия;
8.Для акционерного общества : Внести установленную сумму на банковский счет, у нотариуса в порядке обеспечения или же в Банке депозитов и консигнаций с получением соответствующей справки Составить и зарегистрировать у нотариуса Устав компании; Разместить объявление о создании предприятия в газете официальных сообщений по месту регистрации. Заявление о регистрации во Франции иностранной компании должно иметь место в течение 15 дней с момента открытия. В центр по оформлению предприятий передаются две нотариальные копии Устава фирмы на французском языке, удостоверение иностранного коммерсанта, оформленное на руководителя фирмы и справка о законности использования занимаемых помещений.
Основные формы получения юридического адреса во Франции:
1. Приобретение офисного помещения, торговой площади, складских помещений.
2. Аренда вышеуказанных площадей.
3. Адресная прописка по месту проживания представителя зарубежной компании или по адресу, предоставленному за арендную плату специализированной фирмой адресных услуг.
В случае использования квартиры представителя в качестве юридического адреса фирмы, необходимо гарантировать, что жилая площадь не будет использована им в качестве полномасштабного офиса, мастерской или превращена в товарный склад, куда могли бы приходить покупатели или частые посетители. При пользовании адресными услугами специализированной фирмы, факт получения адреса не может ограничиваться простым наличием почтового ящика. По такому адресу должны быть созданы условия для проведения собраний, встреч и обычной офисно-канцелярской работы.